"Труд". Июль 2002 г.
Серия мистических самоубийств молодых людей потрясла маленький кузбасский посёлок. На окраине Ленинска-Кузнецка, в посёлке "Четвёртый участок" ещё недавно рос карагач. Кряжистый, крепкий, как местные мужики - геологи, мясорубы (рядом - мясокомбинат), шахтёры. На старости лет дерево получило дурную славу. В течение нескольких месяцев этот карагач одну за другой забрал жизни четверых друзей - Тани Вавиловой, Вадика Зеленова, Жени Сибишенкова, Вити Бранькова. Они полезли в петлю, чтобы избавиться от несчастной любви. Было им по 16-20 лет.
По просьбе редакции ситуацию комментирует ведущий специалист клиники психологической адаптации, психиатр-психотерапевт Александр Юрьевич Магалиф.
- Эти истории при всей своей трагичности достаточно типичны. Потому что, к сожалению, вполне соответствуют структуре личности подростка. Речь идет о людях, не до конца сформировавшихся. Что характерно для них? Прежде всего - очень резкие перепады настроения. Это вовсе не болезненные состояния, это норма поведения в юношеском возрасте. Увидел предмет любви - восторг, увидел соперника - жгучая ревность, посмотрел на себя в зеркало, чем-то себе не понравился - глубокое уныние, учительница сделала замечание - злость. Острота чувств и быстрая их смена - вот одна из главных примет подростковой психики. Роль учителя, любого взрослого человека - объяснить подрастающим детям, что эмоции скоротечны. Что они сменяют друг друга, а жизнь продолжается. Потому нельзя поддаваться злости, отчаянию. Условно говоря, "досчитай хотя бы до десяти" - и лишь потом прими решение. Еще одна особенность поведения подростка - мгновенное принятие решений и тут же, практически без паузы на обдумывание, реализация. Ему кажется, что он поступает единственно правильно. - Наверное, потому, что нет опыта прошлых ошибок, а значит, и повода для сомнений? - Более того, чужой опыт вызывает отторжение. Даже совсем молодые родители кажутся подростку "динозаврами", которые не способны его понять. А потому их слова (тем более - нотации) воспринимаются "в штыки", важнее мнение товарища, который на год-два старше. И подражает подросток не взрослому человеку, а тому, кого сам выбрал в качестве "авторитета". Именно поэтому случаются иногда настоящие "эпидемии" самоубийств... - В ситуации, о которой мы говорим, "эффект подражания" сыграл свою роль? - Не только он. Возможно, даже важнее оказались эмоциональные "всплески". Понимаете, для подростка его теперешнее состояние (радость или отчаяние) - главная реальность. И сиюминутное настроение иногда порождает самый неожиданный поступок. Потом подросток может о нем пожалеть, но теперь, в проживаемую минуту, ни на миг не усомнится в своей правоте. Иногда так может вести себя и взрослый, склонный к сильным эмоциям. Но у него включается некий подсознательный контроль... Подростки же еще не осознают ценности жизни, просто не думают об этом, а потому и не боятся смерти. Она для них абстрактна. Поэтому из них так легко рекрутировать террористов-смертников, поэтому они так легко становятся "фанатами" всякого рода. Как ни странно, подросток действительно не понимает, не осознает, что жизнь кончается раз и навсегда. Для него сама смерть - всего лишь способ доказать собственную правоту. Ему кажется, что он увидит, как будет плакать над ним коварная возлюбленная или несправедливые родители. (В тексте звучит этот мотив: вы еще пожалеете!..) И у детей, и у подростков обычно есть интерес к смерти, они спрашивают взрослых, что будет "потом", когда жизнь закончится. И вот здесь очень важно на доступном языке объяснять ребенку, что смерть - неотвратимый процесс, но нельзя ускорять ее приход. Очень важно, чтобы ребенок или подросток изначально усвоил как непреложную истину: смерть наступает в конце долгой жизни. А если она случается раньше - это глубоко ненормальное, уродливое явление. - Мы всегда учили и учим детей правильным и полезным поступкам, забывая говорить, что окружающая действительность порой опасна, полна агрессии, - и надо учиться этому противостоять. - Это интересная мысль. Убаюканные внешним комфортом (люди в большинстве своем все же не мерзнут и не голодают), мы "разучились" защищаться. Почему во время войны практически не было суицидов, даже если у человека погибали сын, муж, жених? Да потому что люди были сосредоточены на выживании - и своем собственном, и общем выживании нации. На фоне реальных страданий ценность жизни была очевидной. - Наверное, одна из ключевых причин трагических событий в умирающем поселке - именно то, что поселок умирает, нищенские условия жизни, отсутствие реальных событий, ярких эмоций. - Конечно, во многом повинно рутинное, скучное существование подростков. Скука - одна из главных опасностей в этом возрасте. Мы все время видим: часами сидят где-нибудь в скверике подростки, как правило, с бутылкой пива. Возможно, они даже не осознают, что им скучно. Но если такие "посиделки" (или даже дискотеки) повторяются каждый день, обязательно появляется эффект скуки. А подростки хотят острых ощущений. Они любой ценой "убегают" от скуки. Кто-то ищет спасение на дне бутылки или в наркотиках. Кто-то в безумной влюбленности. В сибирском поселке случилось так, что ребята "убежали" не только от скуки, но и от самой жизни. Беседу вела Светлана Сухая. |