«Труд», 24.09.2005
Весной газеты писали о трагическом случае в Екатеринбурге: 12-летний школьник скончался от инсульта, просидев свыше 10 часов за компьютером. “Мы были шокированы степенью поражения мозга ребенка, - скажет потом врач детской больницы. - Мальчику стало плохо, закружилась голова, но он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от компьютера...” Врачи не первый год предупреждают о росте количества людей, попавших в зависимость от игровых автоматов. В этом же ряду - те, кто готов сутками не возвращаться из виртуального мира. Как уберечься от игромании? Ответ на этот вопрос мы ищем вместе с руководителем Клиники психологической адаптации Алексеем Магалифом.
- Алексей Александрович, вернемся к дикому случаю в Екатеринбурге: неужели компьютерные игры и впрямь могут оборачиваться инсультами?
- Это дикая, но вполне понятная ситуация. Ребенок так увлекается, подчиняется игре, что она захватывает его целиком. Возникает предельное напряжение сил, хроническая стрессовая реакция, которая длится много часов. В результате наступает дисбаланс всех функций и систем: страдают нервная и сердечно-сосудистая системы, перегружается зрение, “скачет” давление. Ведь никто не проверяет здоровье ребенка перед тем, как он садится к компьютеру. А может, у него есть какие-то нарушения в деятельности сердца и сосудов или, например, предрасположенность к эпилепсии? Мало кто знает, что бесконечное мелькание картинок перед глазами вполне может спровоцировать эпилептический припадок. Сама по себе игра не может стать причиной инсульта. Но, повторюсь, длительное общение с компьютером вызывает затяжную стрессовую реакцию, которая чревата обострениями любых заболеваний.
- На страницах “Труда” мы не раз говорили о новой российской напасти - нашествие игровых автоматов. Есть ли существенная разница между маниакальной зависимостью от “одноруких бандитов” и болезненным увлечением Интернетом?
“Сетеманы” - явление относительно новое, но не по сути, а по форме. Мы с тревогой говорим о культе потребительства. Это касается не только вещей, но и информации. Одна из опасностей, которую таит в себе компьютер, - это большая вероятность “подсесть” на бездумное потребление информации. Человеку уже не нужно осмысливать полученные сведения, он поглощен самим процессом поиска все новой информации, бесконечным путешествием по сайтам. Уже существует понятие “компьютерных вдов” - это жены людей, болезненно увлеченных компьютером. Семья как бы распадается на две части - муж с компьютером в одной комнате, жена с ребенком - в другой. У подростка свои отношения с компьютером. В игре он получает некую власть над виртуальным миром и его персонажами. Быстрее всего это увлечение “засасывает” детей, которые ощущают как раз свою незащищенность, неуспешность в реальной жизни и страдают от этого. Мальчиков привлекает реализация их агрессивных склонностей, обычно не вполне осознанных, а в компьютерной игре они получают своеобразную лицензию на виртуальное убийство. Привычка убивать виртуальных героев, как и просмотр кровавых сцен насилия в кино может постепенно привести в сознании подростка к обесцениванию человеческой жизни и спровоцировать у некоторых из них агрессию к окружающим. По-моему, пора выпускать игры с указанием «индекса агрессивности», чтобы родители были в курсе, что дарят своим детям. А в целом интернет-зависимость - еще одна форма подмены реальной жизни. “Странствия” по Интернету - чуть более интеллектуальное занятие, чем бездумные развлечения с игровыми автоматами, а суть - та же. До компьютерной эры некоторые люди так же азартно, запоем “глотали” книги, не всегда давая себе труд осмыслить их содержание.
- Но стоит ли однозначно записывать азартность в пороки? Спорт, скажем, вообще невозможен без азарта. Да и жизнь… Только как определить грань, за которой веселье и отвага азарта оборачиваются болезненной зависимостью, отчаянием и даже гибелью?
- Такая грань существует. Азарт, если под ним мы подразумеваем увлеченность, прекрасен, когда он развивает человека в интеллектуальном, физическом, духовном плане. Шахматная партия - это напряженная борьба интеллектов, а бдения возле игрового автомата - пассивное ожидание успеха: какая выпадет цифра. От тебя ничего не зависит. Вот вам и грань. Азарт развивающий, жизнерадостный - это замечательно. Азарт разрушающий - как наркотик, пора это понять. В шахматах, например, роль фортуны, случая незначительна. В картах фортуна делит свою власть с мастерством игрока. Ну а в рулетке или игре на автоматах она - полновластная хозяйка. И именно такой слепой азарт особенно опасен.
- Можно ли обозначить признаки, которые говорят о том, что игра стала или становится болезнью?
- Основные критерии зависимости известны. Первый - так называемое компульсивное влечение к игре: непреодолимое желание сыграть, жажда самого процесса игры. Второй - потеря количественного контроля (термин заимствован из наркологии): во время игры пропадает чувство времени, малые “дозы” не удовлетворяют, чем выше ставки, тем больше риска и сильных эмоций. Игра заканчивается только тогда, когда больше нет сил или денег. Наконец, третий симптом - формирование синдрома отмены (подобно абстинентному синдрому у алкоголика). Прекратив игру, человек утрачивает интерес к жизни, испытывает острую депрессию. Единственное желание - повторить игру, чтобы снять душевный дискомфорт и вновь пережить острые эмоции. Постепенно игра девальвирует ценность денег. Потом размываются и нравственные ценности. Но, несмотря на обнищание, разрушение семьи и собственной личности, патологический игрок вновь и вновь тянется к игровому азарту.
- Почему подростки особенно подвержены риску игромании?
- В детстве взрослые обычно заботливы и снисходительны к ребенку. Но проходит несколько лет - и все меняется. Подросток начинает испытывать постоянный прессинг со стороны общества: родителей, учителей, уличного окружения. Все что-то требуют, заставляют делать то, чего не хочется, ограничивают свободу, упрекают, формируя чувство вины: “ты хуже всех учишься”, “у тебя дурацкая прическа” и т.д. Вместо понимания и поддержки подросток часто наталкивается на безразличие. В лучшем случае родители подарят что-то для забавы или дадут денег. Живое общение подменяется вещью или купюрами. Возникает стереотип поведения: когда плохо, нужны деньги и развлечения. Нормальное человеческое общение из системы ценностей оттесняется. Так “среда” начинает толкать подростка в виртуальную реальность, формы которой различны: Интернет, компьютерные игры или игровые автоматы, алкоголь или наркотики.
- Существуют ли некие “правила безопасности”, которые помогут человеку не попасть в зависимость от игры?
- Можно попробовать их сформулировать. Нельзя играть во время депрессии и при серьезных встрясках судьбы. Категорически нельзя играть, если вы зависимы от алкоголя - с легкостью попадете в такую же зависимость от игры. Алкогольное опьянение растормаживает все влечения, снижает контроль над ситуацией. Сочетание обоих пристрастий ведет к быстрому саморазрушению. Не стоит играть, если вы остро ощущаете одиночество. Игроки - плохие собеседники, за игрой вы рискуете “потеряться” еще сильнее. “Рулетка” (в любой форме) должна быть для вас сугубо второстепенным занятием. Если до и после игры вам нечем наполнить жизнь, азарт может быстро разрушить вашу волю. И, конечно же, нельзя отыгрываться…
- “Идейный” советский человек оказался нередко беззащитен перед соблазном игры. Почему?
- Однажды я услышал такую фразу: “Советский Союз представлял собой одновременно тюрьму и детский сад”. В какой-то момент двери тюрьмы распахнулись - и из нее вышли дети. Суть в том, что людей не учили самостоятельному мышлению, саморегулированию. Существовала система жестких запретов. О многих удовольствиях советский человек только слышал. А потом на него вдруг обрушились все соблазны сразу - и он с детским любопытством начал “пробовать” все подряд. Так произошло и с азартными играми: люди, не успев заметить, осознать опасность, легко попадают в ловушку игровой зависимости. А спасение, как это ни кажется банальным, в одном: искать радость в многообразии реальной жизни, а не в ее суррогатных заменителях…
Сухая Светлана.