В феврале 2016 года ко мне, Магалифу Алексею Александровичу, обратился с просьбой ответить на несколько вопросов автор популярного блога.
Вот, что он пишет о себе: «Автор блога, конечно, наломал дров и существенно испортил себе жизнь. Но он всё же человек, и он искренне раскаялся и вышел из игры — навсегда. И питает надежду, что всё же заслуживает прощение и второй шанс на нормальную жизнь. И в итоге он решился откровенно обратиться к сообществу».
— Добрый день, Алексей Александрович. Первый вопрос, который меня давно занимает: как Вы считаете, должна ли роль государства (на текущий момент) быть более явной и активной – в вопросах игровой зависимости? Например, массовая социальная пропаганда вреда игровой зависимости, ранняя профилактика и упреждение, ну и какая-то хотя бы самая первая, экстренная психологическая помощь зависимым игрокам. Просто сейчас о проблеме игромании в обществе почти ничего не слышно – в отличие от, скажем, алкоголизма и наркомании, которые давно «на виду». Автоматы и казино убрали с улиц, но ведь есть ещё множество других мест (в том числе в Сети), где можно «подсесть» на игру. И многие люди часто не представляют, что делать с этой проблемой, куда обращаться и насколько она серьёзна вообще – они просто не информированы.
И другой связанный вопрос: как Вы считаете, должна ли быть в России единая федеральная служба помощи (например, в виде телефона доверия, «горячей» линии или, возможно, какого-то онлайн-сервиса) зависимым игрокам и в какой мере это могло бы помочь?
— В вопросах уже есть ответ. Конечно, государство должно брать на себя ответственность за психическое здоровье граждан. Однако сегодня с учётом политических и экономических реалий государству явно не до здоровья своих граждан по части лудомании: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В такой ситуации нужно расширять взаимопомощь пострадавших, развивать движение уже известного общества «Анонимные игроки», других общественных и благотворительных организаций. И конечно нужен круглосуточный телефон доверия.
— На Ваш объективный взгляд, как практикующего и профильного специалиста, насколько вообще специфичнее и серьёзнее проблема игровой зависимости по отношению к другим видам зависимостей: алкоголизму, наркомании? Она сложнее в лечении, тяжелее, разрушительнее для человека? В чём её основное отличие или специфичность (если они есть)? И есть ли что-то особенное, к чему должен быть готов зависимый игрок и на что должен быть настроен, обращаясь к специалисту?
— Алгоритм перечисленных зависимостей универсален. В основе – стремление получать удовольствие кратчайшим путём, вызывать в мозге спецэффекты, доставляющие особое наслаждение. Во всех видах зависимостей идёт процесс привыкания к достигнутому результату и стремление получать его чаще и сильнее. При попытке прекратить получать удовольствие привычным путём возникает синдром отмены, выражающийся в разных вариантах дискомфорта и депрессивных состояний. При игровой зависимости как бы отсутствует внешний химический раздражитель мозга, однако на самом деле игровой стресс является катализатором выброса огромного количества нейрохимических соединений, контролирующих психику. В итоге, психическая зависимость превращается в сильнейшую биохимическую зависимость мозга от игрового поведения.
Любой азартный игрок должен понимать, что приём «азартной игры» в чистом виде (без химической интоксикации как при алкоголизме и наркомании), формирует очень быстрый процесс привыкания, а, следовательно, коварнее химических зависимостей.
При обращении к специалисту лудоман должен быть настроен на профессиональную помощь, а не курс воспитательных лекций по типу «что такое хорошо и что такое плохо». С моей точки зрения, врач не должен эксплуатировать чувство вины в работе с игроманом, ведь основная задача специалиста помочь игроку навести порядок в его голове. Ставку в терапии нужно делать не на страх и раскаяние, а на понимание и, прежде всего, на самопознание.
— В среде зависимых игроков бытует мнение, что помощь специалистов либо не даёт эффекта, либо малоэффективна при её дороговизне. Откровенно говоря, я сам частично разделяю это мнение, но, с другой стороны, я никогда не обращался к специалистам и, разумеется, не могу объективно судить об этом. Многим игрокам, осознающим свою проблему, при этом проще вновь «поставить» на удачу, чем на специалиста, поскольку они видят более «верное» разрешение своих проблем опять же в игре. То есть, видимо, можно говорить о недоверии к специалистам, либо об убеждении, своём или заимствованном, что их проблемы вообще не могут решаться – мол, меня уже ничто не исправит. Как бы Вы сами оценили эффективность психологической или психиатрической помощи со стороны специалистов? Все ли случаи игромании излечимы и небезнадёжны? Имеются ли срывы и рецидивы?
— Игроки привычно загоняют сами себя в угол. Они скептически смотрят на помощь, в том числе и по причине не только излишней самоуверенности, но и в подсознательном нежелании расставаться с надеждой на успешное завершение своей игровой карьеры. Ведь практически все игроки, которым я оказывал помощь, мечтали выйти из игры в «0», а лучше с некоторым преимуществом. Бесконечная борьба игрока со своим «соперником» доводит его до безумия, а значит, и невменяемости, что является тяжёлым признаком психического расстройства.
Всем игрокам нужно уяснить себе раз и навсегда, что их игровой опыт не уникален, он подчинён универсальной программе поведения нашего мозга. Выигрыши и проигрыши, суммы денег, затраченное время не имеют принципиального значения, как собственно и технические особенности многих азартных игр. У всех один универсальный итог: деньги в обмен на удовольствие.
До тех пор, пока игрок верит, что найдёт особый путь к обогащению через азартную игру, он будет считаться больным и регулярно срываться, несмотря на все обещания себе и окружающим.
— Я читал некоторые Ваши материалы в Сети. Вы неоднократно говорили о нравственной, духовной первопричине возникновения игровой зависимости. В связи с этим, на Ваш взгляд, как специалиста с – как я предполагаю – академическим, научным подходом в практике: может ли возвращение (или новоначальное обращение) к духовным основам и ценностям христианства (скажем, православного христианства, как наиболее многочисленной конфессии в России) помочь в избавлении от зависимости, и в какой мере? В Вашей практике встречались случаи зависимых игроков, исповедующих какую-либо религию?
— Многим своим пациентам я говорю, что вы являетесь представителями тоталитарной игровой секты. Каждый из вас свято верит в своего бога, платит ему дань и приносит себя и своих близких ему в жертву, вымаливая прощение, а за свои страдания материальную компенсацию. У каждого игрока наблюдается некое религиозное поведение со своими особыми ритуалами и молитвами, не говоря уже о религиозном экстазе, наблюдающемся на пике приближения к своему «богу». Парадокс заключается именно в том, что абсолютное большинство игроков не верит в Бога, но легко верят в Дьявола и заключают сделку именно с ним. Разорвать подписанный контракт становится мечтой патологического игрока, но выбраться из западни может не тот, кто верит в удачу, силу воли, свой интеллект, а кто стремится понять себя. Игроки совершенно недооценивают особенности человеческой психики, её универсальной природы, идущей вглубь нашего инстинктивного прошлого. Именно эти знания являются ключом к пониманию предсказуемости игрового поведения и результата в игре.
Другими словами, игровая зависимость является своего рода испытанием, тянущего вниз неразумного, и пропускающая наверх просвещённого. Ведь человек должен перейти в своём сознании от инфантильного состояния во взрослое, стать глубже, расширить свой кругозор, научиться быть ответственным за свои действия, а не бравировать тем, что кто-то не заметил его обмана, научиться мыслить стратегически, а не тактически, то есть сиюминутно.
Отсюда вывод. Не так важно, какой именно путь к себе найдёт тот или иной человек, главное, чтобы он понимал, что путь к счастью это путь к знаниям и самопознанию.
— Вопрос, наверное, чуть ближе к Вашей непосредственной практике. Из личной переписки с читателями блога, да и из общения с другими игроками я знаю, что многие из них приходят к первому (или очередному, или «последнему») решению «завязать» как раз при очень крупных проигрышах и как следствие – при реальной перспективе серьёзных неприятностей в жизни. Подробности порой таковы, что волосы дыбом встают. И люди реально часто в жутком состоянии. Они растеряны, раздавлены, в смятении, в шоке, или взвинчены, или даже люто ненавидят себя. Для некоторых весь мир в этот момент рушится, они уже ничего, кроме неразрешимых проблем впереди не видят. Что-то вроде такого пост-игрового стресса. Состояние очень плохое и тяжёлое, я знаю по себе, тоже переживал подобное. И затянуться оно может надолго и кончиться ещё хуже. Как психотерапевт, можете Вы что-то посоветовать людям в такой ситуации? Какие-то минимальные, простые шаги или действия, которые можно сделать, чтобы как-то успокоиться и побыстрее начать вырабатывать простейшие «здоровые» и рациональные программы – например, хотя бы решиться обратиться к специалисту? В общем, что-то, что как минимум может помочь выйти из этого состояния и не наделать ещё более страшных ошибок. Может какие-то установки, самовнушение, аутотренинг, фармакология... не знаю, что ещё. А лучше бы, конечно, как-то обрести твёрдую внутреннюю установку на выход из игры – пока «железо горячо».
— Самое лучшее лекарство – это откровенный диалог с другим человеком, который тебя может понять и не осудить. Как временное средство это телефон доверия. А как более действенное это беседы со знающим человеком, со специалистом. Как говорил известный писатель Ежи Лец: «Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится». Именно в профессиональной беседе всегда можно найти разумный выход. Конечно, не всегда больной человек, находящийся в состоянии хронического стресса и депрессивной паранойи может беседовать спокойно и рассудительно, тогда помогают лекарства для нервной системы. Но всё это решает специалист. Как показывает практика, близкие игроков растеряны и беспомощны, и кроме мольбы одуматься, обращению к совести, стимулирования чувства вины и жёстких запретов не способны на продуктивные действия. Они сами нуждаются в поддержке, так что не стоит их мучить своими откровениями и обещаниями, для этого есть собратья по несчастью и специалисты. Родственников лишь нужно попросить найти эту профессиональную помощь. Важно не заламывать руки, биться головой о стену, а искать адекватную помощь, и чем раньше, тем лучше, ведь как только игрок заглотнул наживку в виде лёгкого выигрыша, его участь предрешена, вопрос лишь времени.
И ещё. Не стоит обманывать себя, а игроки это делают с собой виртуозно, что проигравшись в пух и прах, он прекратит играть вовсе. Как только дела наладятся, оскорблённое самолюбие даст о себе знать и замаячит желание реванша. Именно по этой причине нельзя оставлять свои мысли и чувства не обсуждёнными со специалистом. Месть, зависть, чувство унижения от оглушительного проигрыша прорастут в будущем в виде отчаянной попытки отыграться. Нельзя жить с подавленными чёрными чувствами, это опасно для Вашего будущего и Ваших близких.
— Многие зависимые игроки часто в результате приходят к напрочь «убитым» отношениям с близкими людьми и родственниками. Чувствуют себя лишними, ненужными, брошенными, виновными, и в результате сами как-то отчуждаются. И даже будучи внутренне готовы к переменам и лечению – часто психологически уже не могут выйти на какой-то доверительный уровень отношений и обратиться к близким за помощью, поддержкой. А многие так и скрывают свою зависимость – из опасений конфликтов, скандалов, разрыва, тем самым продолжая порочный круг и усугубляя ситуацию. Как, на Ваш взгляд, разумнее всего зависимому «подключить» к решению своей проблемы близких? И обратно: как близким разумнее всего относиться к этой проблеме? И что делать, если есть первое подозрение, что близкий человек «подсаживается» или уже в зависимости? Есть ли какие-либо общие рекомендации на этот счёт – применительно к российским реалиям?
— Как я уже выше говорил, родственники, столкнувшись с этой проблемой, сами в шоке. Как правило, узнают об этом на поздней стадии, когда сформированы серьёзные финансовые проблемы. Мало того, что близкий человек «подсел» на игру, им ещё предстоит его вытягивать из финансовой кабалы. Именно по этой причине у родственников возникают противоречивые чувства. С одной стороны, сострадание к попавшему в беду близкому человеку, с другой стороны, злость на него и на себя, что где-то упустили, проворонили, обида за враньё. Вот был хороший человек, и вдруг стал вором, лгуном. Это очень непростая ситуация для всех. Именно по этой причине обе стороны должны искать профессионального посредника, который помог бы им всем выйти из возникшего психологического кризиса, наладить доверительный диалог. В противном случае, и родные, и сам игрок будут лишь демонстрировать открытость и доверие. А на самом деле следить друг за другом, подозревать и скрывать свои чувства и намерения.
Запомните, обещания ничего не стоят, ведь игрок не может их дать по определению, он сам себе не верит, и не знает, в какой момент страсть потащит его в пасть к удаву, как загипнотизированного кролика. Сами игроки очень убедительны, когда им что-то нужно. Они виртуозно вешают всем лапшу на уши, чтобы замести следы и добыть средства на игру. Однако они сами, как я уже говорил, разводят сами себя своими фантазиями и верой в чудеса.
Вот только не стоит искать мгновенного решения этой проблемы через гипноз или ещё какой иррациональный способ лечения. Игроки никому не верят, они сами находятся в аутогипнозе, им нужно очень профессионально помочь выйти из него самим, реабилитировать своё логическое мышление. В этом и заключается искусство специалиста, который хорошо понимает, с какой патологией имеет дело и как нужно решать задачу в зависимости от того, кто и с чем тебе обратился за помощью.
— Хотелось бы знать Ваше мнение о деструктивной сущности азартной игры. Вот цитата из старого письма одного анонимного игрока: "...Вы как то писали что когда проиграли, встали из-за компьютера и вам было плохо, просто не понятно как игра может так разрушать, у меня тоже такие моменты были, меня тошнило почти чуть ли не вырвать хотелось, бывало даже руки ходили ходуном..."
— Попробую поразмышлять вместе с Вами, немного отойдя в сторону от предложенной темы, и порассуждав об азарте, как таковом.
Конечно, азарт это случай, а точнее, предвкушение от вероятного выигрыша. Однако в своей основе состояние игрового азарта это изменённое состояние сознания. А что такое изменённое состояние сознания (далее ИСЗ)? Это состояние, позволяющее достичь цели нерациональным путём. Только вопрос, о каких целях идёт речь?
Значит, само по себе ИСЗ является лишь инструментом, способом достижения цели. Важно понять, что, к примеру, алкоголь или деньги всегда средство, а не цель. Однако если человек считает, что целью является алкоголь и деньги, точнее счастье от алкогольного опьянения и обладания большими деньгами, то он становится идеологически алкоголиком и игроманом. А значит, зависимым от ИСЗ.
Где ещё мы можем наблюдать ИСЗ? Творческое вдохновение, любовное. Однако с уважением мы говорим об этих особых трансовых состояниях, когда у нас высокие, в первую очередь, духовные цели. Но если цели низменные, касающиеся лишь удовлетворения базовых инстинктов, то трансовые состояния меняют свою суть и становятся всепоглощающим азартом и сексуальным влечением.
Именно по этой причине игровая зависимость, как вирус заводится там, где обнаруживаются слабые места в нравственном иммунитете. Где люди путают следствие и причину, форму и содержание, не стремятся размышлять над сутью вещей, когда бесконтрольное потребление удовольствий становится нормой и пределом мечтаний, когда ложь легко заменяет правду, а реальность подменяется вымыслом. И порой именно общество, а точнее, его нравственное состояние, несёт всю полноту ответственности за социальные недуги: алкоголизм, наркомания, игромания и т.д.
Именно по этой причине ИСЗ в азартной игре деструктивно, т.к. направлено не на развитие личности, а на обладание иллюзией, пустоты. Фактически вся жизненная энергия игрока засасывается в некую чёрную дыру, не оставляя ему возможности распоряжаться ею в реальном мире. Ведь человек без совести и есть, по сути, безумец, а значит, рано или поздно он будет этим миром закрыт.
— Я когда-то ранее писал в блоге о занятном фрагменте из книги биолога Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Карен описывает приём, который применяют дрессировщики дельфинов, под названием "вариативное подкрепление". Вот у меня в этой связи часто мелькают мысли: а может, вся "соль" именно в этом? В том, что именно случайный характер подкрепления/вознаграждения становится более значимым для игрока, чем стабильное вознаграждение через регулярные интервалы времени? Что-то ведь изнутри требует этих хаотичных, случайных и нерегулярных "доходов"...
— Игрок хочет быть хозяином положения, а не рабом, получающим регламентированную плату. Азартная игра предлагает особое состояние психики, когда в первую очередь удовлетворяется инстинкт охотника, хищника в дикой природе, когда вознаграждение зависит от многих факторов и чаще всего случайных.
С моей точки зрения, игорный бизнес максимально играет на базовых инстинктах людей, в первую очередь мужчин, создавая для них условия реальной опасности, тонкой границы жизни и смерти, предлагая глубокое погружение в ИСЗ за счёт быстрого достижения результата (как хищник дуреет от запаха крови), где наиболее значимым является размер и вес добычи, стимулируя тщеславие и гордыню. Игорный бизнес обращается к древним и базовым инстинктам человека-охотника, хищника, выживающего в дикой природе благодаря своей хитрости, выносливости и безжалостности.
По сути, на территории игорного заведения игрок перестаёт быть человеком и превращается в дикого зверя, где нравственно всё, что способствует достижению наивысшего результата и может вызвать зависть остальных самцов.
Не все могут стать миллионерами и царями, но ощутить наслаждение от обладания деньгами и властью может каждый. Вот Вам и демократия, больше напоминающая охлократию — власть толпы (Охлокра́тия — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов).
— Вот ещё вопрос. Как Вы смотрите на фактор мистического в игре?
Как-то несколько лет назад я на форуме анонимных игроков вдруг споткнулся о фразу одного лудомана со стажем, это звучало примерно так: "...И доходило до того, что едва начав играть, я вдруг с ужасом понимал, что меня ждёт проигрыш, но остановиться уже не мог..." Я едва не вздрогнул в этом месте. Дело в том, что мне знакомо это внезапное откровение игры - когда ты вдруг каким-то шестым чувством понимаешь, чего ждать от предстоящего сеанса. Я также испытывал это не раз, но факты подобных сигналов со стороны игры как-то не осмысливались и оседали где-то в мутных глубинах подсознания.
— Работая с зависимыми от алкоголя людьми, я часто им говорю, что их отношения с алкоголем напоминают отношения с любовницей. И если они хотят с ней завершить отношения, то нужно не бросать её в очередной раз, а развестись, как с женой, поблагодарив за проведённые совместно годы.
Сравнение со своенравной обольстительницей-любовницей всегда наиболее точно, ведь она терзает своей любовью, опустошая эмоционально и обирая до нитки, при этом манипулируя надеждой на совместное счастье в будущем. Она всегда требует доказательств преданности и самопожертвования ради неё всем самым дорогим, а порой и святым. В этой связи вспоминаю образ Аделаиды Ивановны в "Игроках" Гоголя
То, что Вы описываете, это чувственные отношения с объектом страсти, а если страсть, значит, неминуем образ женщины. Правда, если на месте зависимого оказывается женщина, то это образ любовника-соблазнителя. В общем, суть всегда одна - безумная, всепоглощающая, унижающая и возвышающая, но в итоге испепеляющая страсть.
А с точки зрения мозга, который отслеживает наше физическое состояние в процессе игры, получается следующая картина. Он представляет интерес биологического Я и заинтересован в максимальном сохранении энергии. Он уже не верит, что деньги дадут возможность пополнить организм энергией. Он вычисляет, что именно деньги служат катализатором зависания игрока в трансовом состоянии, что приводит к перенапряжению организма и лишению его возможности нормально есть и спать. Значит, именно мозг заинтересован в проигрыше и "подыгрывает" поражению, когда чувствует критическое состояние энергетического баланса, чтобы гарантировать выход из игры, а значит, отдых и пополнение жизненной энергией. Именно мозг понимает, что деньги вредны, т.к. продлевают состояние энергетического голода, и только их отсутствие возвращает организм в нормальное физиологическое состояние. Именно по этой причине игроки часто испытывают облегчение от проигрыша и отсутствия денег, т.к. по сути являются уничтожителями денежной массы, которая им доставляет лишь одни страдания.
—То есть, получается, что эта мистическая двусторонняя связь с игрой - это что-то вроде трансформации в сознание какой-то внутренней программы нашего же мозга? И во многом зависит от того, насколько эмоционально сбалансирован, бодр и свеж игрок - т.е. какой у него самого энергетический потенциал на текущий момент? И насколько он сам готов и расположен к игровому процессу и терпеливому анализу игровой ситуации, где личная интуиция - не последний фактор?
— Думаю, что умение вести диалог и есть залог успеха. Там, где человек размышляет, учитывает не только свой интерес, но и пытается понять оппонента, результат значительно лучше прогнозируется. Однако "любовница" не даст успокоиться и придумает очередной парадоксальный трюк, ведь её заводит страсть (непоследовательность и непостоянство её излюбленный тактический приём), а спокойный диалог это лишь короткая фаза в отношениях. Именно по этой причине игра гипнотизирует, т.к. в ней исчезает равновесие и способность спокойно размышлять, а преобладает тревога, страх, сменяющиеся на экзальтацию и восторг. Яркое и непредсказуемое поведение "любовницы" завораживает.
Одушевление объекта нашей страсти вещь распространённая и так или иначе сродни религиозному экстазу. Думаю, что здесь работают одни и те же зоны мозга.
— А что Вы думаете о соблазнах и срывах? Сколько раз ваш покорный слуга мысленно и вслух (себе) зарекался - кто бы знал. И сколько раз он нарушал это обещание и вновь выдавал себе очередное импульсивное позволение сыграть. Предлоги эти, как правило, были самые "весомые" и "уважительные". А спустя несколько часов (или день или два - в зависимости от того, сколько средств было на балансе и насколько долго игра держала "на плаву") уже подсчитывался и осознавался проигрыш, нутро жгли сожаление, вина, раскаяние и досада, и далее - с негодованием и отвращением выносилось очередное "железное" решение. Всё, игра мне опротивела.
— Как обычно я стараюсь поразмышлять со своей колокольни над темами, которые Вы предлагаете в качестве очередного луча света в тёмном царстве нашего бессознательного.: )
Суть срыва, приводящего к рецидиву, заключается в самой постановке вопроса: сыграть, чтобы выиграть. Однако именно выигрыш является наиболее сильной мотивацией постоянного возвращения в игру. Если игрок ставит на выигрыш, он однозначно застрянет в игре и выйдет из неё с итоговым проигрышем. Это закон, который каждый игрок хочет нарушить, пытаясь доказать в первую очередь себе, что он счастливое исключение из универсального правила, он особенный, он уникальный. Однако выйти из игры и плотно закрыть за собой дверь без «сквозняка» можно только при условии, что игрок, как следует заплатит за это право. Абсолютное большинство играющих с этим не согласны, и именно по этой причине они массово сидят в игровом болоте.
Есть ещё один момент, приводящий к гарантированному срыву, это нежелание игроков что-либо менять в своей жизни. Ну, прекратил играть, а дальше что, нужно прилагать усилия, что-то делать, искать, ждать, а игра предлагает всё изменить здесь и сейчас, даёт великое множество вариантов, поддерживающих иллюзию-надежду на чудесное разрешение всех проблем. В обычной жизни нужно постоянно чему-то учиться, чтобы найти себя в жизни и успешно реализовать. Но ведь это слишком долго и никаких гарантий, а хочется всё и сразу кратчайшим путём с минимальными затратами. Именно так рассуждает наше инстинктивное, биологическое Я.
А когда всё становится совсем кошмарно в жизни игрока, то игра превращается в «пьяную отключку» от реальности, как это делает запойный алкоголик, возвращаясь в реальность только за деньгами на очередную выпивку.
Игроки не умеют ценить то, что у них есть, им хочется всё больше и больше. И чем глубже скрытая от посторонних глаз неудовлетворённость собой, тем ненасытнее игрок в своих ожиданиях от игры. Однако чтобы удерживать в своих руках больше, чем ты заслужил, требуется особое умение и навыки, а также постоянная мобилизация всех своих сил и потеря покоя. Это удел всех грабителей, живущих в постоянном страхе и подозрении, и видящих вокруг лишь своих явных или потенциальных преследователей, не доверяя никому и ничему. Игрок же хочет жить красиво и легко, не обременяя себя лишними заботами, фантазируя на тему избранности, когда в любой момент он возьмёт деньги из игрового «шкафчика». Как и что он будет делать с реальными деньгами, он представляет себе слабо, во всяком случае, он мечтает их красиво тратить на себя и удовлетворять свои желания, а значит, он вновь их отнесёт туда, откуда взял, ведь главное желание это чувствовать власть над деньгами и своей судьбой, испытывать счастье от осознания своей исключительности. А это опять рисковая игра, и ощущения прохождения по краю пропасти.
К сожалению, игроки уважают только железобетонные преграды, поэтому если они не наткнутся в своей лудоманской карьере на такую стену, то будут считать, что игра для них ещё не закончена, надежда на счастливый случай их ждёт где-то за поворотом, главное, никогда не сдаваться. Упрямство, уязвлённое самолюбие, желание отомстить за унижение проигрышем являются доказательством того, что игрок по сути не обладает стратегическим мышлением, он близорук и даже слеп, как котёнок, но в его воспалённом мозге и мистифицированном сознании ему кажется, что он видит то, чего не видят и не знают все остальные. Это и есть психическое расстройство, бред сумасшедшего, который слышит только себя и не может критически, объективно взглянуть на себя со стороны. Критически означает не стимулировать чувство вины, а открыто искать понимание сути проблемы, и перестать подчиняться внутреннему раненному и коварному зверю.
Вот и сводит Бог с ума игрока за гордыню, за неуважение к законам жизни, за предательство человеческого начала и принесению его в жертву своему звериному, инстинктивному.
У большинства игроков внутри маленький ребёнок, он очень слаб, капризен, но по сути добр и сентиментален, а внешне он защищён коварством, злостью, агрессией. Именно по этой причине большинство преступников инфантильны и сентиментальны. Игроки по сути те же преступники, ведь они ведутся на то, чтобы хитрым путём заполучить деньги других игроков, а не казино. Казино лишь вызывает огонь на себя, поначалу выдаёт, а в итоге продаёт за очень большие деньги лицензию на ограбление других игроков и их семей через систему игр-посредников, на самом деле организуя грызню между игроками, но они этого видеть не хотят, они бессознательно хотят быть обманутыми, остаться чистыми, добрыми и незапятнанными, поэтому хотят видеть себя в образе благородных разбойников, защищающих добро, то есть свои детские души от злого и несправедливого мира. Поэтому Блондин из фильма «Хороший, плохой, злой» 1966 года и есть среднестатистический игрок, а выглядеть он может и цивильно, как герой Марка Уолберга в фильме "Игрок" 2014-го года.
Всегда нужно помнить старую мудрость: «Потерять деньги – ничего не потерять, потерять доброе имя – всё потерять». Поэтому богатый всегда легко отдаёт, а бедный никак не может разжать свой кулак.
Автор блога дополнительно попросил меня чуть подробнее прокомментировать вопрос реваншей и срывов:
- Основной мотив, провоцирующий поздний срыв, напоминает срывы алкогольные и наркотические. Это феномен скуки, апатии, когда жизнь протекает однообразно и без ярких эмоциональных вспышек, когда всё отлажено, притёрто и буднично. Проблемные игроки не могут постоянно подавлять в себе нереализованное напряжение, ведь они по своей сути бунтари, им требуется стресс, борьба, новые победы и состояние счастья от них. Размениваться по мелочам не станут, всегда «заточены» на большие цели с желанием ощутить результаты своих усилий. Они зависимы от побед, без которых их самооценка скисает. А если, к тому же, их ближайшее окружение не оценит или быстро забудет их подвиг отказа от игры, не поддержит их попыток заняться чем-либо иным в жизни, а хуже того, будет нудеть о нехватке денег, периодически напоминая им о причинённых моральных травмах, то фактически реакция ближайшего окружения и станет отправной точкой к возобновлению игры, ведь бессознательно игрок долгое время внутренне не выходит из игры, и как бы ищет удобный повод в неё вновь окунуться. Мало того, что игрок вновь переживёт яркие ощущения после длительной паузы, так у него замаячит надежда, что именно на этот раз он преодолеет не только материальные трудности, но и наконец-то возвысится над суетой со статусом победителя старого и ужасного врага, своего «обидчика», другими словами, полностью восстановит своё поруганное Я и всем докажет, что он чего-то стоит в этой жизни. И чем так скучно жить, лучше ещё раз рискнуть и сказать себе, что не сдался, а боролся до конца.
Я привёл этот распространённый сценарий поведения азартных игроков именно потому, что абсолютное их большинство считает, что они сами «завяжут» с игрой. Но именно недопонимание роли специалиста в реабилитации может привести к очередному опасному срыву. Я не пытаюсь возвеличить роль врача в процессе лечения, но и не стоит отрицать её вовсе, ведь когда игрок полностью осведомлён о том, как работает его внутренняя игровая программа, в чём индивидуальные особенности его психики, как вовремя и правильно реагировать на предвестники обостряющегося влечения к игре, и поэтому как бы игрок ни ухитрялся, всё уже с ним в игре на 100% предрешено: он в очередной раз дорого заплатит за потакание своей слабости. Именно эти знания помогут ему вовремя охладить свой пыл. Не говоря уже о том, что мотивы возобновления игры могут быть самые разные и важно, чтобы игрок не остался со своими проблемами наедине с самим собой. Исходя из моего уже многолетнего практического опыта, рецидивы азартной игры после длительной паузы очень страшны своей стремительной и разрушительной силой, доводящей игрока до крайней степени руинирования его социальной и личной жизни.