(495) 468-25-20, (903) 268-57-56

Лудомания

Алексей Александрович Магалиф

Я, Магалиф Алексей Александрович, помогаю проблемным игрокам осознанно и достойно завершить своё участие в игровом сценарии азартной игры.

Уже более двадцати лет я занимаюсь изучением сложного, захватывающего своими сильнейшими эмоциональными переживаниями и поэтому крайне опасным по своим последствиям виртуальным игровым пространством, в которое погружаются азартные игроки. За это время я накопил большой практический опыт и усовершенствовал свой метод помощи азартным игрокам.

Игровая зависимость напоминает "вирусную" программу, которая проникает в бессознательное, подчиняет волю игрока, овладевает его чувствами, мыслями и желаниями, управляет поведением.

Лечебную помощь можно сравнить с установкой "антивирусной программы", которая помогает пробудить сознание пациента, очистив его от ложных убеждений, восстановить контроль над мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Я не только "устанавливаю" эту лечебную программу, но и регулярно усиливаю её новыми «файлами», повышая сопротивляемость пагубной страсти.

«Как вырваться из порочного игрового круга и перестать испытывать непреодолимое влечение к азартной игре?». Именно этот вопрос чаще всего задаёт себе игрок, осознавший всю пагубность своего пристрастия. Абсолютное большинство патологически азартных игроков надеется только на себя и не стремится в силу своей закрытости и недоверия с кем-либо обсуждать свою проблему, в том числе, с врачами. Мучительный поиск в одиночку выхода из этой тяжёлой ситуации, к сожалению, лишь затягивает в более глубокий психологический, финансовый и социальный кризис. И только совместный поиск ключа к решению этой проблемы приведёт к долгожданному освобождению от разрушительной зависимости.

Мой метод основан не на внушении, а на специальной системе разъяснений и доказательств. Я показываю пациенту его проблему под нестандартным углом зрения, открываю новую информацию, ранее скрытую от его понимания. Разъясняю, с каким феноменом он столкнулся в своей жизни, и почему оказался в опасной психологической ловушке. Разбираю причины, приведшие его в игровой сценарий.

На первом сеансе происходит перезагрузка сознания, т.к. пациент активно участвует в обсуждении и осмыслении своей проблемы. Даю необходимые рекомендации по стабилизации эмоционального фона, а также по изменению образа жизни.

После этого лечебного сеанса у пациента формируется первоначальный эффект освобождения от патологической зависимости, он как бы пробуждается от игрового сна, выходит из состояния самогипноза, у него возникает заметное психологическое облегчение, понимание сути проблемы и видение путей её решения. Как говорят сами пациенты: «Теперь всё прояснилось и встало на свои места».

Именно эта лечебная методика позволяет очистить сознание пациента от ложных идей, избавиться от гнетущего чувства вины, восстановить самооценку, найти рациональный выход из сложной жизненной ситуации и сформировать план успешного развития.

Я считаю важным в течение первых трёх-четырёх месяцев после основного лечебного приёма провести несколько психотерапевтических сеансов, закрепляющих положительный эффект, и на которых, как правило, мы обсуждаем те вопросы, которые остались вне поля зрения во время первого визита. На повторных приёмах важно участие близких игрока, т.к. от диалога и взаимопонимания в семье, и, в целом, от атмосферы в доме во многом зависит результат решения этой непростой проблемы.

Мой метод помогает пациенту:

  • справиться с психологическими последствиями игры,
  • разобраться в игровых технологиях и стратегиях игровой системы,
  • сформировать критическое отношение к своим иллюзорным целям в азартной игре,
  • стабилизировать эмоциональное состояние,
  • разобраться во внутренних причинах формирования зависимости от игрового сценария,
  • восстановить конструктивный диалог в семье и доверие близких,
  • выйти из игрового сценария, задействовать свой потенциал в направлении самореализации, саморазвития и изменения образа жизни.

Что такое Лудомания (игромания)

Игромания

Лудомания (от латинского ludus - игра, и от лат. mania из греч. μανία "бешенство, безумие"), я бы сказал, игра с безумием, а также патологическая игровая зависимость, патологический гэмблинг или азартное игровое расстройство – этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое (болезненное или нездоровое) влечение к азартным играм (казино: слоты, рулетка, карты; букмекерские конторы: ставки на спорт и др.). По международной классификации болезней основным признаком является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается, часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение семейной и личной жизни.

Игровое расстройство является вариантом поведенческой или нехимической зависимости (например, любовная аддикция и др.), которое можно отнести к категории естественных юношеских болезней. И если молодой человек поддался соблазну и заболел этой манией (болезненной страстью), то важно, чтобы вовремя ею переболел, выработав стойкий ментальный иммунитет, иначе временное расстройство может перейти в стадию длительного течения и надолго задержать развитие личности молодого человека.

Стадии азартного игрового расстройства по доминирующей мотивации:

(Магалиф А.А.)

Полагаю, что данная классификация сможет помочь специалистам сформировать более точную стратегию терапевтической помощи проблемным игрокам.

Важно понимать, что причиной формирования болезненных последствий является игровой процесс, а причинами входа в него является желание игрока удовлетворить свои потребности.

  • 1-я стадия (Завоевание реальности):

    Нездоровое (ошибочное) стремление зарабатывать на азартных играх: систематическое участие в игре, рост толерантности, выражающееся в повышении ставок, периодическая утрата контроля над временем и игровым бюджетом.

  • 2-я стадия (Реванш или отмщение реальности за поражение):

    Навязчивое стремление вернуть потраченные на игру средства, систематическая утрата контроля над временем в игре и игровым бюджетом, игра на заемные средства и формирование долгов.

  • 3-я стадия (Бегство от реальности):

    Болезненное или патологическое влечение к измененному состоянию сознания в азартной игре, формирование синдрома отмены, непреодолимого или компульсивного влечения войти в игру с целью получения облегчения или разрядки накопленного психического напряжения.

  • С моей точки зрения, игровую зависимость следует трактовать как зависимость от игрового сценария, который формирует иллюзию удовлетворения базовых потребностей человека, имитируя на бессознательном уровне скоростной социальный лифт.

    На первой стадии активируются программы потребностей: любопытства, свободы и доминирования; во второй всё чаще преобладает программа выживания в условиях смертельной опасности, игра на грани жизни и смерти, гибели и возрождения, по принципу "всё или ничего"; в третьей доминирует программа потребности в безопасности, бегство от болезненной реальности, игра ради игры.

    Если на пике второй стадии ещё сохраняется вера в свои силы и способности, то ближе к третьей исключительно надежда на счастливый случай или чудесное спасение.

    Если на начальных стадиях доминирует идея изменения реальности в свою пользу, подчинение её своей воле через удержание контроля над игровым процессом, то в завершающей доминирует обесценивание себя и окружающего мира, преобладает чувство обречённости, одиночества, ненужности себя в этом мире, укореняется идея бегства от реальности. Формируется обнищание не только материальных ресурсов, но и психических, духовных, отсутствует интерес к развитию, в эмоциональной сфере преобладает состояние скуки и безразличия к окружающему миру.

    С точки зрения психофизиологии:

  • На первой стадии преобладает приятный стресс (эустресс по Селье), обеспечивается выбросом норадреналина и дофамина, сопровождается чувством радости и эйфории, усиливает уверенность в своих силах и стимулирует мечты о беззаботном будущем.
  • На второй стадии идёт борьба за жизненно важные материальные ресурсы, игра входит в период пиковых эмоциональных переживаний, формируется дистресс (хронический разрушительный стресс, обеспечивается выбросом таких стрессовых гормонов как адреналин и кортизол), преобладают эмоции гнева, агрессии, тревоги, страха и боли от потери, усиливается чувство вины. Проигрыш воспринимается как унижение, а растущие долги как неполноценность. Высокий уровень тревожности вне игры с выраженным чувством вины и стыда. Выигрыш всё меньше вызывает чувство радости и эйфории, а всё больше лишь временное облегчение.
  • На третьей стадии дистресса или дезадаптации происходит истощение не только материальных ресурсов, но в первую очередь психических и физиологических (падает тестостерон, растёт уровень кортизола), игра ради игры как способ ухода от болезненной реальности, глубокая заинтересованность в изменённом состоянии сознания. Вне игры апатия, бессилие, внутреннее опустошение, притупленное чувство вины, резкое снижение интереса к окружающей действительности.
  • С точки зрения биохимии мозга:

    на третьей стадии происходит опасное снижение выработки основных нейромедиаторов, отвечающих за психическое здоровье:

  • снижение уровня дофамина формирует апатию и отсутствие вкуса жизни;
  • дефицит серотонина приводит к высокому уровню тревожности, мрачным мыслям, болезненному чувству вины, самобичеванию и самокопанию, подавленному фону настроения, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, будущее представляется серым и мучительным;
  • низкий уровень норадреналина приводит к снижению активности мозга, всё даётся через силу, нарастает лень, голова не работает, мозг ищет простые решения и занятия, не требующие напряжения, ухудшается память.
  • Опасность хронического игрового стресса состоит в том, что он может запустить механизм глубокой депрессии.

    Игроки и их поведение в игре:

    Считается, что азартные игроки - люди, склонные только к лёгкой наживе (см. мою статью о лукрумании), но это не всегда так. В игроках присутствует соревновательность, стремление победить в споре и борьбе, многие из них любят спорт (особенно спортивные игры, такие как футбол, баскетбол, теннис, а также киберспорт) активно занимались им с детства. Игроки предприимчивы, используют любые возможности для заработка, любознательны в той сфере деятельности, где им по-настоящему интересно, и, конечно, выбирают увлечения и профессии, где могут увидеть быстрый результат своих действий. Задействуют свой интеллектуальный потенциал, успешно решая сложные задачи в сжатые сроки, порой в экстремальной ситуации. Неуверенность в себе и пассивность в обычной жизни компенсируют активностью и самонадеянностью в условиях риска и опасности, мгновенно мобилизуются в условиях стрессового фактора, обнаруживая лидерские и бойцовские качества. Что касается молодых игроков, то для них характерно восприятие жизни как постоянного праздника, учатся без особого интереса, работать не стремятся, хотят побыстрее раздобыть средства разными путями и весело провести время. Для них морально всё, что помогает им достичь поставленной цели, поэтому легко вовлекаются в различные финансовые авантюры. Главным мотивом в жизни всех игроков является стремление к самоутверждению, доказать себе и другим, что они могут быть сильнее и удачливее своих конкурентов, добиться внимания и признания окружающих. Их самооценка определяется тем или иным результатом в том деле, на котором сфокусировано их внимание. Победы в спорте и личной жизни, успех в профессиональной карьере дают им ощущение собственной значимости, полноценности жизни и самореализации. Безусловно, многие игроки склонны к риску и, порой, авантюризму, они мечтательны и часто ставят перед собой слишком масштабные цели, в первую очередь материальные. Желание быстрее их достичь, заставляет идти на неоправданный риск, в первую очередь в азартной игре. Особо нужно подчеркнуть, что мозг азартного игрока наиболее эффективно работает в условиях опасности и её преодоления ("норадреналиновый впрыск"), по этой причине игроки осознанно или бессознательно ищут приключений в жизни, чтобы максимально проявить свои психологические и интеллектуальные способности. Размеренная жизнь вызывает у них чувство скуки.

    Игроки амбициозны и упрямы, победить в игре для них крайне важно, особенно в той, где чувствуют себя знатоками, когда уверены, что от их способностей зависит результат и именно они управляют процессом игры, и конечно, когда предвкушают крупный выигрыш. Для игрока это способ доказать, что он особенный, исключительный и сможет добиться того, чего не смогут другие. И что именно в азартной игре он наиболее эффективно монетизирует свой интеллектуально-волевой потенциал. Другими словами, все теряют контроль и проигрывают деньги, а у меня всё будет под контролем и эти деньги я заберу себе. У игроков хорошо развито тактическое мышление, здесь и сейчас могут найти оптимальное решение, однако слабо развито стратегическое, т.к. мыслят короткими дистанциями, поэтому с трудом определяют далёкие цели своего развития. По своей внутренней сути игроки охотники-одиночки. Индивидуализм игрока подчёркивает его стремление обладать призом, своими деньгами и властью, ни от кого не зависеть, ощущать себя всемогущим, когда все желания рано или поздно должны исполниться. Некоторым игрокам доставляет удовольствие после крупного выигрыша устроить праздник для друзей, весело провести время и получить в свой адрес комплименты. Тщеславие, завышенные ожидания от реализации своих способностей, жажда признания делает их крайне уязвимыми в психологическом плане, они болезненно переносят критику, а проигрыши воспринимают как унижение и позор.

    Играть начинают, как правило, из любопытства, за компанию, для развлечения. Поначалу привлекает лёгкий и, что особенно важно, быстрый способ получения денежного вознаграждения. И если в сознание игрока проникнет идея заработка, не случайного выигрыша, а именно регулярного, то эта идея овладеет его сознанием и превратит игру-развлечение в основное дело его жизни. Так формируется путь азартного игрока в его катастрофическое будущее.

    Втягивание в опасный игровой сценарий происходит быстро, порой за считанные недели и месяцы. Стоит начать выигрывать, особенно неожиданно крупно, то игроку начинает казаться, что удача будет сопутствовать постоянно, что он избранный, что выигрыш является подтверждением его уникальных способностей, и это не какой-то случай, а исключительно его заслуга. Именно желание подтвердить неслучайность крупного выигрыша заставляет игрока делать бесконечные попытки его повторить и приумножить. Однако, как показывает моя многолетняя практика, выигрыш в азартной игре вероятен, а проигрыш закономерен. Потеря денег в игре воспринимается как досадная преграда к неминуемому счастью в будущем, бьёт по самолюбию, порождает чувство досады и злости, повышает агрессивность в игре, попытку во что бы то ни стало добиться желаемого результата, а, следовательно, разжигает азарт.

    Конечно, не все становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди самодостаточны и имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят довольно мало времени за игрой, не делают рисковых ставок, играют на определённую сумму, которую разрешают себе оставить в игровых заведениях. Играют исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш и не драматизировать проигрыш. Все попытки азартных игроков играть аккуратно и дисциплинированно, беря пример с тех, у кого нет видимых проблем с играми, обречены на неудачу. Есть случаи, когда азартные игроки пытаются использовать лекарства для нервной системы, как и различного рода психотехники, чтобы максимально укрепить свой контроль над игровым процессом, однако все эти ухищрения бессмысленны, т.к. не изменят природный склад личности азартного игрока (импульсивность, взрывчатость, категоричность, упрямство, желание кратчайшим путём достичь максимального результата, болезненную чувствительность к неудачам и головокружение от выигрышей), что неминуемо приведёт к потере терпения и дисциплины, а значит, очередным тяжёлым последствиям.

    Когда же игроки распаляются, делая всё более высокие ставки, тем самым повышая риск в игре, то незаметно для себя начинают погружаться в, так называемый игровой транс (изменённое состояние сознания, или суженное, тоннельное сознание, попадающее в некий узкий коридор, когда рациональное мышление блокируется, а эмоциональное доминирует), находятся в нём, как в тумане, время исчезает, когда забывают обо всём, что волновало их в реальном мире. Выигрывая, они, как правило, не уходят с выигрышем, а продолжают делать новые ставки, стремясь достичь в своём воображении всё более масштабных финансовых целей, играя до тех пор, пока не закончатся деньги. Игроки в этом состоянии забывают, что им были нужны деньги на какие-то жизненные цели, теперь деньги нужны лишь для того, чтобы как можно дольше находиться в игровом процессе. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейро- и стресс-гормонов, что обеспечивает получение острых, причём контрастных эмоциональных ощущений (тревожно-напряжённое ожидание результата с "адреналиновым потом" может смениться бурным восторгом или болью от потери), и чем неопределённее результат в игре, тем острее ощущения. Теперь сама жизнь, в силу яркости переживаемых в игре эмоций, перемещается исключительно в игровой процесс. Суженное состояние сознания, как уже было сказано, приводит к полной утрате чувства времени и контроля над деньгами. Очнуться от игры они могут лишь тогда, когда закончатся все деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки. В терминологии игроков существует понятие тильт, напоминающее описание изменённого состояния сознания в игре: "Тильт (англ. Tilt) - состояние игрока, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в не свойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре.

    После очередного проигрыша раскаяние и обещание больше не играть на фоне чувства вины быстро забываются, память игроков как бы затирает боль от неудач и вскоре они вновь начинают готовиться к реваншу, ведь теперь главная задача отыграть своё и восстановить свою самооценку, их одолевает обида и чувство несправедливости, им кажется, что в следующий раз им обязательно повезёт и они отомстят «однорукому бандиту» или "проклятому букмекеру". Этот мотив приводит их вновь в игровые заведения, а в современных условиях провоцирует желание поскорее "залезть в смартфон", пополнить баланс и продолжить схватку. Но при попытке отыграться на фоне натянутой, как струна, нервной системы, выигрыш воспринимается, как что-то само собой разумеющееся, но даже незначительный проигрыш может вызвать бурное негодование, злость и острое желание «наказать обидчика», что часто и ведёт к быстрой утрате контроля над своими действиями. Безостановочная погоня за выигрышем неминуемо приводит к появлению долгов, а значит, игра будет продолжена с ещё большей силой и упорством, желанием, как можно быстрее освободиться от долгового унизительного бремени, а значит, приведёт к гарантированной потери контроля и нарастанию разрушительных последствий. Отчаянные попытки отыграться заставляют игрока идти на различные ухищрения и психологические манипуляции с целью найти деньги на игру, в этом состоянии они виртуозно лгут, входят в ту или иную роль, способствующую достижению цели, а когда кредитор даёт им деньги, порой воспринимают это как очередную свою победу в игре. Или бесконтрольно заимствуют средства в кредитных организациях под высокие проценты. А когда нужно начинать закрывать свои долги, то с головой уходят в работу, особенно в бизнесе, чтобы максимально быстро их закрыть, стимулируя креативный потенциал своей личности, находя те или иные конструктивные решения, что положительно сказывается на доходности и развитии их бизнеса или карьеры. Но если моральная репутация игрока полностью обнуляется, то в ход идут не только обман, но и мошенничество, воровство, т.к. для достижения цели в понимании игрока все способы хороши ("Цель оправдывает средства").

    Игровой транс - это психическое состояние, которое сопоставимо с фармакологическим эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ, какими являются, в частности, наркотики. Возникает на пике игрового процесса под влиянием нарастающего стресса в игре. Тяга к такому времяпрепровождению может быть настолько сильной, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни. Чем выше ставка в игре, тем глубже игровой транс. Чем выше надежда много выиграть и риск много потерять, тем сильнее доза бурных эмоциональных переживаний. Именно это специфическое состояние балансирования на грани жизни и смерти приводит азартного игрока к полной утрате контроля над своими действиями, параличу воли и катастрофическому финалу. Плата за такой «игровой запой» огромна.

    Какое-то время патологически азартные игроки могут не играть, так как им не хватает средств для игры или нет возможности вернуться в игру по иным причинам. Но стоит им найти необходимую сумму и оказаться поблизости от игрового заведения (в современных условиях уже нет нужды искать игровой зал, казино или букмекерскую контору, доступ к ним на уровне вытянутой руки через смартфон или ноутбук), как их мозг мгновенно возбуждается оптимистичным предвкушением от воображаемой победы в игре, что обеспечивает быстрый переход из унылого эмоционального состояния в напряжённо-возбуждённое. Игровой процесс полностью овладевает их сознанием и отключает мозг от накопленных болезненных переживаний в реальном мире.

    Долгое время азартные игроки сохраняют в тайне своё пристрастие, поэтому крайне трудно распознать, что у них возникла такая проблема. Однако в их поведении родственники могут заметить, что у них часто возникает плохое настроение с периодическими вспышками гнева в ответ на незначительные замечания со стороны близких, которое может вдруг смениться неожиданной эйфорией и щедростью (часто указывает на счастливый выигрыш), или что они начали на всём экономить, терять интерес к привычным хобби, учёбе, работе, скрывать свои доходы и расходы, придумывать различные версии пропажи денег, вещей или невыплаты зарплаты, под разными предлогами занимать деньги у друзей, знакомых, брать кредиты в банках, и что особенно опасно, в микрофинансовых организациях. В современных условиях игроки пытаются играть благодаря интернету в любое время и в любом месте, даже во время управления автомобилем. Скрытность и изворотливость становятся для азартных игроков привычным делом. Как правило, обнаруживается болезненная страсть лишь тогда, когда возникают чувствительные финансовые потери, которые игроки уже не могут перекрыть своими и чужими деньгами, тогда им приходится "сдаться" своим близким.

    Часто игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, всё под контролем, что есть временные трудности, которые можно исправить, что они в любой момент прекратят играть, как только закончат игру на своих условиях. Многие из них говорят: «отыграю своё и больше никогда к игре не вернусь». Однако постепенно желание участвовать в игре становится настолько навязчивым и непреодолимым, что самостоятельно справиться с такой игровой тягой становится для них проблематичным. Парадоксально, но факт, чем глубже игрок погружается в болезненное состояние, связанное с потерями, тем сильнее укрепляется его вера в свою удачу, интуицию, и конечно, в своё спасение и возрождение, что рано или поздно его страдания не пропадут даром, а увенчаются крупным выигрышем, что он раздаст долги и всем докажет, что не был болен, а упорно шёл к своей цели, и несмотря на трудности, не сдался и сумел добиться своего. В свою очередь, игорный бизнес профессионально поддерживает в сознании игроков надежду на чудесное спасение.

    Сильному влечению к игровому процессу как бегству от реальности, чаще всего способствует нестабильный эмоциональный фон, ощущение собственной нереализованности, неполноценности, напряжённые отношения с близкими, отсутствие интереса к учёбе или профессиональной деятельности, узость интересов, нередко формирующаяся параллельно алкогольная или наркотическая зависимость. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры нередко заставляет патологических игроков идти на различные преступления, в основном, мошенничество и кражи. Некоторые из них, не выдержав своего катастрофического морального и социального падения, на пике отчаяния и страха осуждения кончают жизнь самоубийством.

    Однако азартное игровое расстройство не приговор. Эффективность избавления от этого опасного по своим последствиям психического недуга в первую очередь зависит от стремления самого пациента изменить привычный образ жизни, разобраться в себе и причинах своей проблемы, опираясь на профессиональную помощь. И чем раньше приступить к решению этой непростой проблемы, тем глубже и надёжнее будет результат.

    Вы можете приехать на первый приём с кем-нибудь из близких
    Перед приёмом у врача
    Обсуждение причин зависимости
    Обсуждение причин зависимости
    Сеанс когнитивной психотерапии
    Сеанс когнитивной психотерапии

    Консультации для родственников

    Родственникам необходимо задать себе важный вопрос: "Что происходит с моим близким человеком, и как я могу помочь?", а уже затем выяснять, где и чем лечить игровую зависимость. На платных консультациях родственники получают необходимые рекомендации, как правильно себя вести с пациентом и как убедить его принять профессиональную помощь.